Добрый день, уважаемый читатель.
С 1 марта 2019 года получение лицензии является обязательным для автобусов, не только занимающихся коммерческими перевозками, но и для автобусов, которые перевозят пассажиров для собственных нужд организаций. Подробная инструкция по получению лицензий приведена в отдельной статье.
Нормативный документ, который регламентирует правила получения лицензии на автобусные перевозки – положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
Текущее положение действует с 1 марта 2019 года по 31 декабря 2020 года. С 1 января 2021 года начнет действовать новый документ, который носит точно такое же название. И не смотря на то, что название документа будет сохранено, в его текст внесены многочисленные дополнения. Именно о них речь пойдет сегодня:
Подача заявления на лицензию в электронном виде
6. Для получения лицензии на лицензируемую деятельность соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии на лицензируемую деятельность, предусмотренное частью 1 статьи 13 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”, с приложением следующих документов:
6. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган в форме электронных документов (пакета электронных документов) заявление о предоставлении лицензии, предусмотренное частью 1 статьи 13 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, и следующие прилагаемые к нему документы:
Итак, положение, действующее до 31 декабря 2020 года предлагает подавать заявление на получение лицензии лично, заказным письмом или в электронном виде. Новое положение, которое начнет действовать с 1 января 2021 года, в качестве основного варианта предлагает подачу заявления в форме электронного документа.
Однако это не означает, что будет запрещено подать заявление лично или отправить его заказным письмом:
7. Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы, предусмотренные пунктом 6 настоящего Положения, соискатель лицензии вправе представить в лицензирующий орган или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если соответствующая услуга предоставляется через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, на бумажном носителе или направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Пункт 7 говорит о том, что при желании заявление можно подать:
- лично в лицензирующий орган;
- лично в МФЦ;
- заказным письмом.
То есть все варианты, которые предлагались ранее, сохранены, но в приоритете с 1 января 2021 года будет подача зяавлений в электронном виде.
Проверка аттестации и медицинской лицензии заявителя
Рассмотрим дополнительный абзац, который добавлен в пункт 6 положения о лицензировании
В случае если соискатель лицензии является ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения и прошел в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона “О безопасности дорожного движения”, аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, и (или) имеет лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), проверка наличия документов, подтверждающих наличие такой аттестации и (или) лицензии, осуществляется лицензирующим органом без представления соискателем лицензии копий документов, подтверждающих наличие такой аттестации и (или) лицензии.
В данном пункте речь идет о следующей ситуации. Организация, эксплуатирующая автобусы, должна проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей и предрейсовый технический контроль автобусов. Если организация занимается указанными проверками самостоятельно, то для проведения технического контроля у нее должен быть сотрудник, прошедший соответствующую аттестацию, а для медицинских осмотров должна быть получена медицинская лицензия.
Так вот, при получении лицензии на перевозку пассажиров или иных лиц не требуются документы, подтверждающие наличие медицинской лицензии и прохождение аттестации соискателем. Проверить наличие указанных документов лицензирующий орган должен самостоятельно.
Изменение сведений об автобусе в реестре лицензий
До 31 декабря 2020 года положение о лицензировании предусматривает следующие операции:
- добавление автобуса в реестр лицензий;
- исключение автобуса из реестра;
- изменение государственного регистрационного номера в реестре.
При этом на практике организации, эксплуатирующие автобусы, могут столкнуться с такой проблемой. Если организация покупает автобус, который ранее был включен в реестр лицензий другой организацией, то она не может включить это автобус в реестр от своего имени. Это связано с тем, что автобус не может упоминаться в реестре дважды.
В этом случае новому владельцу автобуса приходилось сначала обращаться к предыдущему собственнику, который должен был исключить автобус из реестра, а лишь затем подавать новое заявление на включение автобуса в реестр от своего имени.
С 1 января 2021 года ситуация станет проще, т.к. в положении о лицензировании появилась новая процедура – изменение сведений об автобусе:
13. В случае изменения сведений об автобусе, указанных в реестре лицензий (изменение государственного регистрационного номера автобуса, изменения срока действия договора аренды (лизинга) автобуса, вступление лицензиата в права владения автобусом, в том числе на основании договора аренды, заключенного с другим лицензиатом, который в соответствии со сведениями, включенными в реестр лицензий, владеет этим автобусом), лицензиат представляет в лицензирующий орган заявление об изменении сведений об автобусе с приложением документов, подтверждающих такие изменения, в том числе права владения автобусом. В заявлении об изменении сведений об автобусе указываются:
а) наименование лицензиата (наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя);
б) идентификационный номер налогоплательщика;
в) номер и дата выдачи (день, месяц, год) лицензии;
г) включенные в реестр лицензий сведения об автобусе, подлежащие изменению;
д) способ направления лицензиату информации о решениях, принимаемых лицензирующим органом.
Процедура изменения сведений об автобусе требует указать в заявлении те же самые сведения, что и при первичном добавлении автобуса в реестр. А основное отличие состоит в том, что изменить сведения можно об автобусе, который уже включен в реестр. Например, это может потребоваться при:
- изменении регистрационного номера автобуса;
- изменении срока договора аренды или лизинга;
- изменении собственника автобуса (продаже автобуса);
- сдаче автобуса в аренду.
17. В срок, не превышающий одного рабочего дня со дня получения предусмотренных пунктом 13 настоящего Положения заявления и прилагаемых к ним документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений и принимает решение об удовлетворении соответствующего заявления или об отказе в его удовлетворении.
При этом сведения об автобусе в реестре должны быть обновлены в течение 1 рабочего дня. То есть процедура изменения данных происходит быстрее, чем первичное включение автобуса в реестр (в течение 3-х рабочих дней).
Основания для отказа при добавлении автобуса в реестр
В новом положении о лицензировании по перевозке пассажиров и иных лиц появился пункт 18, описывающий основания для отказа в изменении сведений об автобусе или во включении в реестр нового автобуса:
18. Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о включении сведений об автобусах в реестр лицензий, заявления об изменении сведений об автобусах в реестре лицензий и заявления об исключении сведений об автобусах из реестра лицензий являются:
а) наличие в соответствующем заявлении и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;
б) представление заявления о включении сведений об автобусе в реестр лицензий или заявления об изменении сведений об автобусе в реестре лицензий в отношении автобуса, которым в соответствии со сведениями, включенными в реестр лицензий, владеет другой лицензиат (за исключением заявления об изменении сведений об автобусе, связанных с заключением договора аренды с другим лицензиатом, который в соответствии со сведениями, включенными в реестр лицензий, владеет этим автобусом).
Предусмотрены 2 основания для отказа:
- наличие недостоверной информации в поданных документах;
- наличие в реестре сведений о том, что автобус принадлежит другому лицензиату (кроме заключения договора аренды).
При этом второе основание для отказа вызывает вопросы, т.к оно не согласуется с информацией, приведенной в рассмотренном выше пункте 13.
Напомню, пункт 13 говорит о том, что изменить сведения об автобусе можно при вступлении лицензиата в права владения автобусом, то есть о любых сделках, предусматривающих смену владельца. Однако пункт 18 говорит о том, что изменить сведения о владельце можно только в случае передачи автобуса в аренду.
Автоматическое исключение автобуса при окончании договора аренды
Новый пункт 21 положения о лицензировании предусматривает условия, при которых автобус исключается из реестра лицензий автоматически:
21. Лицензирующий орган принимает решение об исключении из реестра лицензий сведений об автобусе лицензиата в случае, если до истечения 10 дней со дня окончания срока действия договора аренды (лизинга) автобуса лицензиат не представит в лицензирующий орган заявление, предусмотренное пунктом 13 настоящего Положения, содержащее сведения о продлении срока действия договора аренды (лизинга) автобуса или вступлении лицензиата в права владения автобусом по окончании договора лизинга. В день принятия такого решения лицензирующий орган исключает соответствующие сведения из реестра лицензий, а также направляет лицензиату выписку из этого решения.
То есть, если автобус включен в реестр на основании договора аренды или лизинга, и в течение 10 дней с даты окончания этого договора лицензиат не предоставил информацию о продлении договора, то автобус автоматически исключается из реестра.
Так что, если Ваши автобусы используются по договорам аренды или лизинга, то не забывайте своевременно обновлять информацию о них в реестре лицензий.
Новые нарушения для расчета степени риска
Напомню, что для каждой организации, имеющей лицензию на перевозку пассажиров и иных лиц, рассчитывается степень риска по специальной формуле. В зависимости от степени риска устанавливается периодичность плановых проверок организации (от 1 раза в год для высокого риска до полного отсутствия проверок для низкого риска).
При этом в формуле для расчета степени риска используется в том числе количество административных нарушений и уголовных преступлений, допущенных лицензиатом и его работниками. С 1 января 2021 года обновляется список нарушений, используемых при расчетах:
N1 – количество вступивших в законную силу в течение одного календарного года, предшествующего дню принятия решения об отнесении деятельности лицензиата к категории риска, постановлений о назначении административного наказания лицензиату (его должностным лицам и работникам при осуществлении должностных обязанностей) за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 11.23, 11.31, 11.32, 12.1, 12.7 и 12.8, частью 4 статьи 12.23, статьями 12.31, 12.31.1, 12.32, 12.32.1 и частью 2 статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
N1 – количество вступивших в законную силу в течение одного календарного года, предшествующего дню принятия решения об отнесении деятельности лицензиата к категории риска, постановлений о назначении административного наказания лицензиату (его должностным лицам и работникам при осуществлении должностных обязанностей) за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 11.23, 11.31, 11.32, 11.33, 12.1, частью 2 статьи 12.3, статьями 12.5, 12.6, 12.7, 12.8, 12.9, 12.10, частями 1 и 3 статьи 12.12, статьями 12.15, 12.16, 12.18, частью 4 статьи 12.23, статьями 12.31, 12.31.1, 12.32, 12.32.1 и частью 2 статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
Новые административные правонарушения, количество которых используется при расчете:
Статья КоАП | Нарушение |
11.33 | Нарушение порядка использования автобуса, трамвая или троллейбуса |
12.3 ч.2 | Отсутствие у водителя водительского удостоверения, полиса ОСАГО, путевого листа или товарно-транспортных документов |
12.5 | Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена |
12.6 | Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов |
12.9 | Превышение установленной скорости движения |
12.10 | Нарушение правил движения через железнодорожные пути |
12.12 ч.1,3 | Проезд (в том числе повторный) на запрещающий сигнал светофора или запрещающий жест регулировщика |
12.15 | Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона |
12.16 | Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги |
12.18 | Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения |
Обратите внимание, в таблицу попало очень много популярных нарушений правил дорожного движения. В том числе речь идет о превышении скорости. Увеличение перечня нарушений приведет к тому, что при пересчете критериев риска для многих организаций степень риска станет выше, то есть плановые проверки для них будут проводиться чаще.
N3 – количество вступивших в законную силу в течение одного календарного года, предшествующего дню принятия решения об отнесении деятельности лицензиата к категории риска обвинительных приговоров суда о привлечении к уголовной ответственности должностных лиц или работников лицензиата за совершение во время осуществления ими должностных обязанностей уголовного преступления, предусмотренного статьей 264 Уголовного кодекса Российской Федерации.
N3 – количество вступивших в законную силу в течение одного календарного года, предшествующего дню принятия решения об отнесении деятельности лицензиата к категории риска, обвинительных приговоров суда о привлечении к уголовной ответственности должностных лиц или работников лицензиата за совершение во время осуществления ими должностных обязанностей уголовного преступления, предусмотренного статьями 238, 264 и 294 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Новые уголовные преступления для расчета критериев риска:
Статья УК РФ | Преступление |
238 | Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности |
294 | Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования |
В заключение хочу отметить, что кроме нововведений, которые рассмотрены в рамках данной статьи, законодатели внесли многочисленные изменения и в другие пункты положения. Однако эти изменения небольшие и они не оказали серьезного влияния на смыл документа. Просто немного изменились формулировки. Тем не менее, при желании Вы можете самостоятельно изучить текст нового нормативного документа:
Удачи на дорогах!