Правила работы автоматических пунктов весового и габаритного контроля с 17 января 2021 года

Пункт весового контроля

Добрый день, уважаемый читатель.

С 17 января 2021 года вступают в силу изменения Федерального закона “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, связанные с проведением весового и габаритного контроля транспортных средств.

Напомню, что в настоящее время нормативные документы устанавливают максимальные значения размеров и массы транспортных средств. Превышать указанные значения можно только при наличии специального разрешения. А если разрешения у автомобиля нет вообще, либо превышено указанная в разрешении цифра, то водитель и собственник могут получить довольно серьезные штрафы.

Изменения от 17 января 2021 года относятся в первую очередь к грузовым автомобилям, т.к. именно их проверяют на соответствие разрешенным значениям массы и габаритных размеров.

Автоматические пункты весового и габаритного контроля

В первую очередь рассмотрим дополнения, внесенные в статью 3 закона “Об автомобильных дорогах”:

24) зона автоматического весового и габаритного контроля транспортных средств – участок автомобильной дороги, который обозначен техническими средствами организации дорожного движения и в границах которого устанавливается автоматический пункт весового и габаритного контроля транспортных средств;

25) автоматический пункт весового и габаритного контроля транспортных средств – расположенный на участке автомобильной дороги комплекс оборудования, обеспечивающий измерение весовых и габаритных параметров транспортного средства в автоматическом режиме. В состав этого комплекса входят в том числе работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средства фото- и киносъемки, видеозаписи.

Ранее нормативные документы предусматривали 2 варианта пунктов весового и габаритного контроля:

  • стационарные;
  • передвижные.

И в том, и в другом случае предусматривалось, что в проверке транспортных средств и оформлении документов (штрафов) принимают участие сотрудники соответствующего пункта контроля.

Новый вариант пункта – автоматический. Суть его заключается в том, что проверка массы и габаритов транспортных средств происходит без участия человека. А если при проверке выявлено нарушение, то штраф направляется собственнику автомобиля.

То есть автоматические пункты весового и габаритного контроля работают по аналогии с автоматическими камерами ГИБДД. Разница лишь в том, что они фиксируют другое нарушение.

Порядок проведения весового и габаритного контроля

16. Весовой и габаритный контроль транспортных средств осуществляется в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог. Площадки, на которых размещаются стационарные и передвижные пункты весового и габаритного контроля, а также участки автомобильных дорог, в границах которых устанавливаются автоматические и передвижные пункты весового и габаритного контроля, должны соответствовать требованиям к площадкам и участкам автомобильных дорог, установленным порядком осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств. При осуществлении весового и габаритного контроля транспортных средств соблюдение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства контролируется следующим образом:

1) осуществляются измерение массы, нагрузки на ось, расстояния между осями, габаритов и других параметров транспортного средства и их сравнение с допустимыми значениями массы, нагрузки на ось, габаритов транспортного средства, установленными для участка автомобильной дороги, в границах которого осуществляется весовой и габаритный контроль транспортных средств;

2) в случае выявления превышения установленных весовых и (или) габаритных параметров транспортного средства:

а) проверяется наличие специального разрешения, указанного в части 1 или 2 настоящей статьи;

б) осуществляется сравнение фактических весовых и (или) габаритных параметров с параметрами, указанными в специальном разрешении, указанном в части 1 или 2 настоящей статьи.

Порядок проведения весового и габаритного контроля транспортных средств описан в части 16 статьи 31 закона “Об автомобильных дорогах”:

1. Измеряются масса и габариты транспортного средства.

2. Измеренные значения сравниваются с разрешенными, установленными для данного участка дорога. Если превышения нет, то автомобиль едет дальше.

3. Если выявлено превышение, то проверяется, есть ли у данного транспортного средства специальное разрешение. Если разрешения нет, то накладывается штраф.

4. Если у автомобиля есть специальное разрешение, то проверяется, соответствуют ли измеренные значения цифрам, указанным в разрешении. Если соответствуют, то все в порядке. Если не соответствуют, то накладывается штраф.

Важно понимать, что в данной последовательности разрешение проверяют только после того, как проведут замеры фактической массы и габаритных размеров автомобиля.

Информирование о нарушении, выявленном на автоматическом пункте

Рассмотрим часть 162 статьи 31:

162. В случае, если после проезда через автоматический пункт весового и габаритного контроля транспортных средств выявлено превышение допустимых весовых и (или) габаритных параметров транспортного средства, на оборудовании, обеспечивающем визуальное информирование водителя, отображаются государственный регистрационный номер транспортного средства и информация о факте превышения им допустимых весовых и (или) габаритных параметров. Оборудование, обеспечивающее визуальное информирование водителя, устанавливается на автомобильной дороге по пути следования транспортных средств после автоматического пункта весового и габаритного контроля транспортных средств на расстоянии от этого пункта, обеспечивающем возможность восприятия водителем размещаемой на данном оборудовании информации с учетом установленного на участке автомобильной дороги скоростного режима.

В данном пункте речь идет о том, что если водитель проезжает через автоматический пункт весового и габаритного контроля и на данном пункте выявлено превышение массы или габаритных размеров, то водитель должен быть сразу же проинформирован об этом. Для этого информация с номером автомобиля размещается на специальном табло сразу же после пункта контроля.

Чтобы понять, для чего это делается, обратимся к части 163 статьи 31:

163. После прохождения зоны автоматического весового и габаритного контроля транспортных средств водитель транспортного средства обязан в случае размещения на оборудовании, обеспечивающем визуальное информирование водителя, информации о превышении допустимых весовых и (или) габаритных параметров и при отсутствии выданного в установленном порядке специального разрешения, указанного в части 1 или 2 настоящей статьи, принять меры по устранению выявленного превышения, остановив управляемое им транспортное средство с соблюдением правил дорожного движения в ближайшем месте за пределами проезжей части автомобильной дороги, где такое транспортное средство не будет создавать препятствие для движения других транспортных средств и (или) пешеходов.

Итак, если водитель видит на табло номер своего автомобиля, то он должен остановиться и попытаться устранить выявленное нарушение. При этом от штрафа водитель не освобождается. Однако устранение нарушения позволит водителю не получить дополнительные штрафы на следующих пунктах весового контроля.

Следует обратить внимание на следующие особенности приведенного выше пункта:

1. Водитель должен остановиться только в том случае, если у него нет специального разрешения. Если разрешение есть и указанные в нем цифры не превышены, то останавливаться не нужно.

2. Остановить транспортное средство нужно в ближайшем месте за пределами проезжей части с соблюдением требований ПДД. То есть, водителю предлагают самостоятельно найти место для остановки. И в данном случае остается непонятным, будут ли после пунктов автоматического контроля размещаться организованные стоянки для грузовиков. Или останавливаться придется на ближайшей обочине.

3. Водитель должен принять меры по устранению выявленного нарушения.

Например, если выявлено превышение нагрузки на ось у грузовика с полуприцепом, то можно сдвинуть колеса полуприцепа в нужном направлении (некоторые полуприцепы позволяют так сделать) для более равномерного распределения нагрузки.

Что делать водителю в иных случаях, остается непонятным, т.к. уменьшить общую массу грузовика или габариты неделимого груза на месте нарушения невозможно.

Тестовый режим пунктов автоматического контроля

Рассмотрим часть 165 статьи 31:

165. Осуществление весового и габаритного контроля транспортных средств посредством автоматического пункта весового и габаритного контроля не допускается без установления периода его тестовой эксплуатации, в течение которого обеспечиваются фиксация весовых и габаритных параметров транспортных средств и размещение владельцами автомобильных дорог, а в отношении автомобильной дороги, переданной в доверительное управление Государственной компании “Российские автомобильные дороги”, Государственной компанией “Российские автомобильные дороги” на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (в случае фиксации превышения допустимых весовых и (или) габаритных параметров транспортных средств) соответствующей информации без ее передачи в органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Продолжительность периода тестовой эксплуатации, порядок ее проведения, включая порядок информирования собственника (владельца) тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства и (или) водителя, управляющего таким транспортным средством, о результатах соответствующих измерений, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

Данный абзац говорит о том, что при организации нового автоматического пункта весового и габаритного контроля это пункт должен некоторое время проработать в тестовом режиме.

В течение тестового периода пункт контроля проводит проверки массы и габаритных размеров транспортных средств, а информация о проверках размещается на официальном сайте владельца автомобильной дороги. При этом данные не передаются в органы государственного контроля, то есть даже в случае выявления нарушения штрафы не накладываются.

После окончания тестового периода пункт весового и габаритного контроля работает в нормальном режиме (с вынесением штрафов).

В заключение хочу отметить, что введение автоматических пунктов контроля должно помочь дольше сохранить автомобильные дороги в хорошем состоянии, т.к. движение перегруженных автомобилей оказывает негативное влияние на состояние дорожного покрытия.

Удачи на дорогах!

Читайте также

Меню