Штрафные баллы на экзамене в ГИБДД с 1 апреля 2021 года

Внимание! Данная статья опубликована в разделе “Законы в разработке”. Это означает, что рассматриваемые в ней изменения законодательства возможно будут приняты в будущем. В настоящее время рассмотренные ниже нововведения не вступили в силу, т.е. не работают.

Экзамен в городе

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье мы продолжим рассматривать проект Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений.

Напомню, что первая часть нововведений, которая относится к сдаче теоретического экзамена, рассмотрена в предшествующей статье.

Сегодня речь пойдет об особенностях сдачи практического экзамена для различных категорий транспортных средств:

Информация о проекте документа

2020.10.02 Проект приказа МВД России “Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений” прошел общественное обсуждение на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Время проведения практического экзамена

118.2. Проведение экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения – в срок до 30 минут при условии выполнения кандидатом в водители на маршруте всех маневров и действий.

172.2. Проведение практического экзамена на право управления транспортными средствами категорий “B”, “C”, “D” и подкатегорий “C1”, “D1” – в срок не более 30 минут, на право управления транспортными средствами категорий “BE”, “CE”, “DE” и подкатегорий “C1E”, “D1E” – в срок не более 40 минут, при условии выполнения кандидатом в водители на маршруте всех маневров, предусмотренных пунктом 14 Правил.

Первое важное нововведение затронуло максимальное время, в течение которого может проводиться практический экзамен:

  • Для категорий B, C, D и подкатегорий C1, D1, то есть для транспортных средств без прицепов, время проведения экзамена осталось прежним – до 30 минут.
  • Для категорий BE, CE, DE и подкатегорий C1E, D1E, то есть для транспортных средств с прицепами, время проведения экзаменов увеличено до 40 минут.

Новая ошибка для мототранспортных средств (категории A, M, A1, B1)

161. Проведение экзамена прекращается и выставляется оценка “НЕ СДАЛ”, если кандидат в водители при сдаче экзамена:

161.11. Пользовался телефоном либо иным техническим устройством, позволяющим вести переговоры.

Проект административного регламента предусматривает новую ошибку, которая автоматически приводит к прекращению экзамена. Речь идет об использовании телефона или другого устройства для ведения переговоров во время экзамена на автодроме.

Проверка автомобиля перед практическим экзаменом

173. При подготовке к проведению экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения экзаменатором осуществляется проверка:

173.3. Транспортного средства (состава транспортных средств) на соответствие:

173.3.1. Требованиям к транспортным средствам, используемым для проведения практических экзаменов, согласно приложению № 3 к Правилам.

173.3.2. Технического состояния требованиям безопасности.

Действующий административный регламент предусматривает только проверку автомобиля на соответствие требованиям приложения №3 к правилам проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений (пункт 173.3.1):

Например, экзаменатор должен проверить, что экзаменационный автомобиль оборудован дополнительными педалями сцепления и тормоза.

Однако на практике некоторым кандидатам в водители пришлось столкнуться с тем, что автомобиль для проведения экзамена является неисправным и сдать на нем экзамен не представляется возможным.

Например, можно услышать жалобы на то, что стояночный тормоз автомобиля неисправен и не позволяет зафиксировать автомобиль на наклонной поверхности (при выполнении упражнения эстакада).

Чтобы исключить подобные проблемы в будущем, проект нового регламента содержит пункт 173.3.2, который требует от экзаменатора произвести проверку автомобиля на соответствие требованиям безопасности.

Дополнительные пассажиры в экзаменационном автомобиле

176. При проведении экзамена в экзаменационном транспортном средстве находятся кандидат в водители и экзаменатор. При наличии мест для сидения, не считая мест кандидата в водители и экзаменатора, допускается нахождение должностных лиц организации, осуществляющей образовательную деятельность, других кандидатов в водители, сдающих соответствующий экзамен, представителей общественных советов при территориальных органах МВД России на региональном и (или) районном уровнях и (или) иных должностных лиц органов внутренних дел.

Важное нововведение содержит пункт 176 нового проекта административного регламента. Он говорит о том, что кандидаты в водители, ожидающие очереди для сдачи экзамена, смогут находиться прямо в экзаменационном автомобиле. Естественно, если в этом автомобиле остались свободные места.

Напомню, что в настоящее время за экзаменационным автомобилем, как правило, едет один или несколько дополнительных автомобилей, перевозящих учебную группу автошколы. Введение пункта 176 позволит разместить несколько сдающих прямо в экзаменационном транспортном средстве.

С одной стороны, это позволит автошколам сэкономить на дополнительных автомобилях для перевозки учащихся. С другой стороны, дополнительные пассажиры могут специально или случайно помешать кандидату в водители сдать экзамен.

Фиксация кандидата в водители на видеозапись

178. По команде экзаменатора кандидат в водители занимает водительское место, после чего экзаменатор с помощью средств аудио- и видеорегистрации процесса проведения практического экзамена фиксирует тождественность лица кандидата в водители с лицом, изображенным на фотографии в документе, удостоверяющем личность кандидата в водители, произносит вслух его фамилию, имя, отчество (при наличии), подает команду о подготовке к сдаче экзамена.

Суть данного пункта сводится к тому, что после того, как кандидат в водители занял место в экзаменационном автомобиле, экзаменатор должен на видеорегистратор снять лицо кандидата в водители и его паспорт. Затем экзаменатор должен вслух произнести фамилию, имя и отчество экзаменуемого, то есть они также должны сохраниться на видео.

Судя по всему, нововведение направлено на то, чтобы исключить сдачу экзамена за другого кандидата в водители по договоренности с сотрудником ГИБДД. То есть теперь экзаменатор не только сам проверит, что кандидат в водители сдает экзамен от своего имени, но и зафиксирует эту информацию на видео.

Новые ошибки на практическом экзамене для категорий B, C, D

182. За совершение каждой ошибки кандидату в водители начисляются штрафные баллы: за ошибки (нарушения), предусмотренные пунктами 3.1 – 3.8 экзаменационного листа – 3 балла, пунктами 4.1 – 4.10 экзаменационного листа – 2 балла, пунктами 5.1 – 5.4 экзаменационного листа – 1 балл.

183. Проведение экзамена прекращается и выставляется оценка “НЕ СДАЛ”, если кандидат в водители:

183.1. Допустил 1 нарушение, предусмотренное одним из пунктов 2.1 – 2.19 экзаменационного листа.

183.2. Допустил ошибки (нарушения), предусмотренные пунктами 3 – 5 экзаменационного листа, сумма штрафных баллов которых составляет 5 и более баллов.

В целом система оценки экзамена остается прежней. Если кандидат в водители, набрал 5 штрафных баллов, то экзамен для него прекращается с результатом “НЕ СДАЛ”.

Однако сами таблицы штрафных штрафных баллов изменились довольно сильно. В первую очередь нужно отметить, что проект административного регламента вводит новую группа ошибок, за которые можно получить 2 штрафных балла. В то время как действующие нормативные документы подразумевают только 1, 3 или 5 штрафных баллов за ошибку:

Рассмотрим нарушения, которые обновлены в проекте нового регламента:

В действующем регламенте В проекте нового регламента
1.13. Не принял возможных мер к снижению скорости вплоть до полной остановки транспортного средства при возникновении опасности для движения 5 5 2.3. Допустил наезд на бордюр, препятствие
1.15. Выполнил обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, либо сопровождаемого им транспортного средства 5
5 2.19. Использовал передачи заднего хода 3 и более раза при демонстрации навыков предусмотренных п.п. 1.1. – 1.5, 1.18.
2.6. Не пристегнул ремень безопасности 3 5 2.1. Не пристегнул ремень безопасности
2.8. Использовал во время движения телефон 3 5 2.17. Использовал во время движения телефон и (или) иное средство связи, пользовался подсказками других лиц
3.3. Выбрал скорость движения без учета дорожных и метеорологических условий 1 3 3.4. Выбрал скорость движения без учета дорожных и метеорологических условий
2.3. Не выполнил требования дорожной разметки (кроме разметки 1.1, 1.3 и 1.12) 3 2 4.1. Не выполнил требования дорожной разметки (кроме разметки 1.1, 1.3, 1.12)
2 4.5. Не обеспечил контроль отката стояночным или рабочим тормозом
2 4.6. Не соблюдает правило преимущественного проезда
3.2. Нарушил правила расположения транспортного средства на проезжей части 1 2 4.2. Нарушил правила расположения ТС на проезжей части
3.4. Двигался без необходимости со слишком малой скоростью, создавая помехи другим транспортным средствам 1 2 4.3. Двигался без необходимости со слишком малой скоростью, создавая помехи другим ТС
3.6. Нарушил правила пользования внешними световыми приборами и звуковым сигналом 1 2 4.4. Нарушил правила пользования внешними световыми приборами и звуковым сигналом
3.9. Не пользовался зеркалами заднего вида 1 2 4.8. Не пользуется зеркалами заднего вида
1 5.2. При начале движения допустил резкий старт (рывок, пробуксовка)
1 5.4. Неправильно оценил дорожную обстановку

На основе таблицы можно сделать выводы о следующем:

  • за 7 ошибок в проекте регламента предусмотрено больше штрафных баллов, чем раньше;
  • за 1 ошибку предусмотрено меньше штрафных баллов, чем раньше;
  • в проекте регламента появились 5 новых ошибок и из него исключена одна старая ошибка.

Остановимся более подробно на самых интересных нововведениях:

2.19. Использовал передачи заднего хода 3 и более раза при демонстрации навыков предусмотренных п.п. 1.1. – 1.5, 1.18.

Данный пункт предусматривает 5 штрафных баллов для кандидата в водители, который 3 или более раз использовал задний ход при выполнении следующих элементов:

1.1. Постановка транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов

1.2. Постановка транспортного средства на место стоянки параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом

1.3. Прямолинейное движение задним ходом и парковка для погрузки (разгрузки) на погрузочной эстакаде (платформе) (для транспортных средств категорий “C” и “CE” и подкатегорий “C1” и “C1E”)

1.4. Сцепление и расцепление или расцепление и повторное сцепление прицепа с тягачом (для транспортных средств категорий “BE”, “CE” и “DE” и подкатегорий “C1E” и “D1E”, за исключением сочлененных автобусов)

1.5. Разворот транспортного средства в ограниченном пространстве (при ограниченной ширине проезжей части) с использованием движения задним ходом

1.18. Разворот на перекрестке и вне перекрестка (для транспортных средств категорий “BE”, “CE” и “DE” и подкатегорий “C1E” и “D1E” при наличии возможности осуществления разворота)

В пунктах 1.1, 1.2, 1.5 речь идет об упражнениях, которые ранее сдавались на автодроме:

С одной стороны, эти упражнения становятся проще, т.к. при сдаче на автодроме передачу заднего хода можно использовать только один раз. А проект регламента позволяет включить задний ход дважды на каждом упражнении.

С другой стороны, выполнение упражнения в условиях дорожного движения сложнее, т.к. кандидату в водители могут помешать другие автомобили.

4.6. Не соблюдает правило преимущественного проезда

Еще один интересный пункт, заслуживающий внимания. Что именно законодатели подразумевают под несоблюдением правила преимущественного проезда? Ошибка, заключающаяся в непредоставлении преимущества, описана в другом пункте и влечет 5 штрафных баллов.

Возможно, речь идет о том, что 2 штрафных балла водитель получит в том случае, если при движении по главной дороге он решит пропустить автомобиль, едущий по второстепенной и не имеющий преимущества. Хотя такое наказание выглядит немного странно в ситуации, когда другой автомобиль нагло выезжает со второстепенной не уступая дорогу. На практике лучше пропустить его, чем допустить столкновение.

Сохранение результатов упражнения сцепление с тягачом

Рассмотрим еще одно интересное нововведение проекта регламента, относящиеся к сдаче практического экзамена на транспортном средстве с прицепом (категории BE, CE, DE):

187. При проведении повторного практического экзамена на право управления транспортными средствами категорий “BE”, “CE”, “DE” и подкатегорий “C1E”, “D1E” кандидату в водители, успешно выполнившему маневр, предусмотренный подпунктом “у” пункта 14 Правил, проверка выполнения данного маневра не проводится в течение 6-месячного срока со дня сдачи теоретического экзамена.

В подпункте у пункта 14 Правил проведения экзаменов описано упражнение, предусматривающее сцепление и расцепление прицепа с тягачом. Если кандидат в водители успешно выполнит данный элемент, то ему не нужно будет заново выполнять сцепление с прицепом в течение полугода с момента успешной сдачи теории. То есть результат упражнения будет сохраняться ровно до того момента, как кандидат в водители придет заново сдавать теоретическую часть экзамена.

В данной статье рассмотрены нововведения, относящиеся к сдаче практического экзамена в ГИБДД. Однако кроме них проект регламента предусматривает введение нескольких абсолютно новых административных процедур. Речь о них пойдет в одной из следующих статей на pddmaster.ru.

Удачи на дорогах!

Читайте также

Меню