Выполнение упражнений автодрома на экзамене в городе с 1 апреля 2021 года

Новые правила выполнения упражнений на автодроме с 1 апреля 2021 года

Добрый день, уважаемый читатель.

С 1 апреля 2021 года начали действовать обновленные правила сдачи экзаменов в ГИБДД и новый административный регламент по сдаче экзаменов.

Ранее на pddmaster.ru были опубликованы несколько статей, посвященных обзору обновленных документов:

При этом одно из самых важных и обсуждаемых нововведений 2021 года – включение экзаменационных упражнений, которые ранее сдавались на автодроме, в практический экзамен в городе. Сегодня, в четвертой статье серии “Регламент по сдаче экзаменов в 2021 году”, речь пойдет о новых правилах и условиях сдачи этих упражнений:

Информация о документе

2021.04.03 Приказ МВД России №80 “Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений” опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 23 марта 2021 года. Документ вступил в силу 1 апреля 2021 года.

Какие упражнения автодрома нужно сдавать в городе?

В первую очередь обратимся к пункту 183 административного регламента:

183. Экзаменатор в ходе проведения практического экзамена:

  • проставляет отметки в пунктах 1.1 – 1.19 экзаменационного листа (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к Административному регламенту) о проверке навыков, предусмотренных пунктом 14 Правил;

Данный пункт говорит о следующем. При проведении практического экзамена в городе у экзаменатора в руках находится специальный документ – экзаменационный лист. В экзаменационном листе есть табличка с маневрами, а напротив каждого из маневров расположен пустой квадратик. Как только кандидат в водители выполняет маневр, экзаменатор ставит галочку в экзаменационном листе.

То есть, экзаменатор проверяет выполнение маневров по списку, а не придумывает задания самостоятельно. Получается, что кандидат в водители должен выполнить все упражнения из указанного списка.

Полная версия списка выглядит так:

1.1. Постановка транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов

1.2. Постановка транспортного средства на место стоянки параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом

1.3. Разворот транспортного средства в ограниченном пространстве (при ограниченной ширине проезжей части) с использованием движения задним ходом

1.4. Остановка и начало движения на подъеме и на спуске

1.5. Постановка транспортного средства параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении по направлению вперед

1.6. Проезд регулируемого перекрестка (при его наличии)

1.7. Проезд нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог (при его наличии)

1.8. Проезд нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог

1.9. Левые и правые повороты

1.10. Проезд железнодорожного переезда (при наличии)

1.11. Перестроение на участке дороги, имеющей 2 или более полосы для движения в одном направлении (при наличии)

1.12. Обгон или опережение

1.13. Движение с максимальной разрешенной скоростью

1.14. Проезд пешеходных переходов и мест остановок маршрутных транспортных средств

1.15. Торможение и остановка при движении на различных скоростях

1.16. Прямолинейное движение задним ходом и парковка для погрузки (разгрузки) на погрузочной эстакаде (платформе) (для транспортных средств категорий “C” и “CE” и подкатегорий “C1” и “C1E”)

1.17. Сцепление и расцепление или расцепление и повторное сцепление прицепа с тягачом (для транспортных средств категорий “BE”, “CE” и “DE” и подкатегорий “C1E” и “D1E”, за исключением сочлененных автобусов)

1.18. Разворот на перекрестке и вне перекрестка (для транспортных средств категорий “BE”, “CE” и “DE” и подкатегорий “C1E” и “D1E” при наличии возможности осуществления разворота)

1.19. Остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров (для транспортных средств категорий “D” и “DE” и подкатегорий “D1” и “D1E”)

В перечне выделены номера маневров 1.11.4, которые соответствуют упражнениям на автодроме для категории B:

Именно эти маневры нужно выполнить на практическом экзамене в городе, причем каждый из них является обязательным. И чуть ниже мы рассмотрим правила выполнения каждого из маневров подробнее.

А пока что напомню о том, что на экзамене в ГИБДД больше не придется сдавать следующие упражнения:

Таким образом, с 1 апреля 2021 года упражнений для сдачи стало меньше.

При каких условиях упражнения сдаются на автодроме?

Обратимся к приложению 8 нового административного регламента:

1. При проведении практического экзамена на право управления транспортными средствами категорий “B”, “C”, “D”, “BE”, “CE” и “DE” и подкатегорий “C1”, “D1”, “C1E” и “D1E” проверка навыков управления транспортными средствами указанных категорий и подкатегорий при выполнении маневров, предусмотренных подпунктами “а” – “д” и “у” пункта 14 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. N 1097, осуществляется на закрытых площадках, автодромах, в том числе автоматизированных, территориях, имеющих твердое покрытие и ограниченных для движения иных транспортных средств и пешеходов, и (или) участках дорог с малоинтенсивным движением, тупиковых участках дорог, преимущественно за пределами жилой застройки.

Пункт 1 говорит о том, что упражнения могут выполняться как на автодромах, так и на участках дорог с малоинтенсивным движением. Однако из него не понятно, в каких именно случаях для проведения экзамена должны выбираться автодромы, а в каких – участки дорог.

Дополнительная информация по этому вопросу дается в описании каждого из упражнений. Например, для упражнения “въезд в бокс”:

7. Проверка выполнения маневра на транспортном средстве категории “B” осуществляется на участках дорог с малоинтенсивным движением с использованием имеющихся размеченных мест для стоянки (парковки) (рисунок 1).

8. В случае отсутствия условий для выполнения маневра, указанных в пункте 7 настоящего приложения к Административному регламенту, проверка выполнения маневра осуществляется в соответствии со схемой и размерами, указанными на рисунке 2.

То есть, по умолчанию упражнение предлагают выполнять на размеченном парковочном месте в реальных дорожных условиях. Если же такое место найти невозможно, то сдать упражнение можно и на автодроме.

Так что в для каждого экзаменационного подразделения место выполнения упражнений будет выбираться индивидуально.

Например, если рядом с подразделением есть большая парковка супермаркета, где всегда много свободных мест, то выполнить упражнение можно и на ней.

Если же ГИБДД находится в центре большого города, где все общественные парковочные места “всегда” заняты, то сдать упражнение можно и на автодроме.

Пока что сложно сказать, как именно будут сдаваться упражнения на практике, однако здравый смысл подсказывает, что многие подразделения ГИБДД оставят сдачу этих маневров именно на автодромах. Т.к. в современных регалиях гарантировать наличие свободных мест на общественных парковках невозможно.

Как будет контролироваться правильность выполнения упражнений?

При выполнении экзаменационных упражнений кандидат в водители должен соблюдать условия этих упражнений. В том числе, не пересекать соответствующие линии разметки. Однако проконтролировать пересечение разметки из автомобиля не всегда возможно. Пункт 4 приложения 8 рассказывает о том, как должна происходить проверка на практике:

4. В целях проверки выполнения кандидатом в водители маневров, предусмотренных подпунктами “а” – “г”, “у” пункта 14 Правил, допускается нахождение экзаменатора и кандидата в водители снаружи экзаменационного транспортного средства после завершения маневра или прекращения его выполнения в случае, установленном пунктом 6 настоящего приложения к Административному регламенту, и остановки транспортного средства.

Суть пункта сводится к тому, что для проверки выполнения маневра кандидат в водители и экзаменатор могут выйти из автомобиля и подробно изучить его расположение. Причем сделать это можно в двух случаях:

  • когда выполнение маневра завершено;
  • когда экзаменатор говорит, что допущена ошибка, и выполнение упражнения прекращается;

Примечание. Выход из автомобиля для осмотра не является обязательным. Если экзаменатор согласен с тем, что маневр выполнен корректно, можно просто продолжить экзамен.

Можно ли повторно выполнить упражнение после ошибки?

6. В случае совершения кандидатом в водители одной из ошибок, предусмотренных критериями принятия решения о выполнении маневра, установленными настоящим приложением к Административному регламенту, проверка выполнения маневра прекращается и кандидату в водители предоставляется возможность повторного выполнения данного маневра.

Пункт 6 приложения 8 говорит о том, что если при выполнении маневра допущена одна из ошибок, то экзаменатор предлагает кандидату в водители выполнить данный маневр повторно.

Примечание. При этом важно понимать, что ошибка на любом упражнении влечет 3 штрафных балла. А если набрать 5 штрафных баллов, то экзамен прекращается с оценкой “НЕ СДАЛ”.

То есть, фактически кандидат в водители может допустить только одну ошибку на любом из упражнений. И то при условии, что он не ошибался на экзамене ранее.

Упражнение “Постановка транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов”

Данное упражнение пришло на замену элементу “въезд в бокс” и во многом его повторяет.

В ходе выполнения упражнения нужно поставить автомобиль на парковочное место, расположенное на проезжей части перпендикулярно направлению движения транспортных средств.

Схема упражнения

Постановка ТС на место стоянки

Если экзамен сдается в условиях дорожного движения, то для его проведения выбирается размеченное парковочное место. Если экзамен проводится на автодроме, то размечается парковочное место строго определенных размеров (для категории В – 5м х 2,5м).

Что нужно сделать?

1. Въехать на парковочное место задним ходом. При этом допускается дважды включить передачу заднего хода и не допускается пересекать линии разметки.

2. После завершения элемента кандидат в водители должен сообщить экзаменатору, что он завершил выполнение маневра.

3. В заключение остается дождаться команды экзаменатора и покинуть место стоянки (выехать).

Ошибки на упражнении

Ошибка Количество штрафных баллов
Включение передачи заднего хода 3 или более раз 3
В процессе маневра габариты ТС пересекли линию разметки или бордюр, либо автомобиль наехал на разметку или бордюр колесом 3
После завершения маневра часть автомобиля (кроме зеркал заднего вида) находится вне парковочного места, то есть пересекает его границы 3

Отличия от въезда в бокс

Упражнение имеет следующие отличия от традиционного элемента “въезд в бокс”:

  • уменьшены размеры парковочного места (ранее использовались размеры длина ТС + 1 м x ширина ТС + 1 м, в новом регламенте размеры парковочного места 5м x 2,5м, то есть для автомобиля размером 4,4 на 1,8 метра свободного места для маневров стало меньше);
  • отсутствуют разметочные стойки и конусы;
  • допускается дважды включить передачу заднего хода, в то время как до 1 апреля можно было сделать это только 1 раз.

Упражнение “Постановка транспортного средства на место стоянки параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом”

Данное упражнение пришло на замену элементу “параллельная парковка” и во много его повторяет.

В ходе выполнения упражнения нужно задним ходом поставить автомобиль на парковочное место, расположенное на проезжей части параллельно направлению движения транспортных средств.

Схема упражнения

Постановка ТС на место стоянки

Если экзамен сдается в условиях дорожного движения, то для его проведения выбирается размеченное парковочное место. Если экзамен проводится на автодроме, то размечается парковочное место строго определенных размеров (для категории В – 7,5м х 2,5м).

Что нужно сделать?

1. Въехать на парковочное место задним ходом. При этом допускается дважды включить передачу заднего хода и 1 раз наехать на линию разметки, расположенную справа от автомобиля. При этом не допускается пересекать линии разметки спереди и сзади автомобиля.

2. После завершения элемента кандидат в водители должен сообщить экзаменатору, что он завершил выполнение маневра.

3. В заключение остается дождаться команды экзаменатора и покинуть место стоянки (выехать).

Ошибки на упражнении

Ошибка Количество штрафных баллов
Включение передачи заднего хода 3 или более раз 3
В процессе маневра габариты ТС пересекли боковую (правую) линию разметки или бордюр 2 или более раз 3
В процессе маневра габариты ТС пересекли переднюю или заднюю линию разметки, либо автомобиль наехал на переднюю или заднюю разметку 3
После завершения маневра часть автомобиля (кроме зеркал заднего вида) находится вне парковочного места, то есть пересекает его границы 3

Отличия от параллельной парковки

Упражнение имеет следующие отличия от традиционного элемента “параллельная парковка”:

  • уменьшены размеры парковочного места (ранее использовались размеры 2 длины ТС x ширина ТС + 1 м, в новом регламенте размеры парковочного места 7,5м x 2,5м, то есть для автомобиля размером 4,4 на 1,8 метра свободного места для маневров стало меньше);
  • отсутствуют разметочные стойки и конусы;
  • допускается дважды включить передачу заднего хода, в то время как до 1 апреля можно было сделать это только 1 раз;
  • допускается 1 раз пересечь боковую линию разметки, в то время как до 1 апреля это не допускалось.

Упражнение “Разворот транспортного средства в ограниченном пространстве (при ограниченной ширине проезжей части) с использованием движения задним ходом”

Данное упражнение пришло на замену элементу “разворот” и во много его повторяет.

В ходе выполнения упражнения нужно развернуть автомобиль на нешироком участке проезжей части.

Схема упражнения

Разворот в ограниченном пространстве

Если экзамен сдается в условиях дорожного движения, то для его проведения выбирается участок дороги с двумя полосами движения. Если экзамен проводится на автодроме, то размечается участок проезжей чести строго определенной ширины (для категории В – 5м).

Что нужно сделать?

1. Развернуть автомобиль, при этом допускается использовать передачу заднего хода только 1 раз.

2. Продолжить движение в обратном направлении.

Ошибки на упражнении

Ошибка Количество штрафных баллов
Включение передачи заднего хода 2 или более раз 3
В процессе маневра колесо ТС съехало с проезжей части дороги 3
В процессе маневра габариты ТС пересекли линию разметки, либо автомобиль наехал на линию разметки 3

Отличия от разворота

Упражнение имеет следующие отличия от традиционного элемента “разворот в ограниченном пространстве”:

  • уменьшены размеры упражнения (ранее использовался размер 2 длины ТС, в новом регламенте ширина упражнения составляет 5 метров, то есть для автомобиля длиной 4,4 метра выполнение маневра на автодроме представляется крайне сложным);
  • отсутствуют разметочные стойки и конусы;
  • при выполнении в условиях дорожного движения допускается доехать до края проезжей части колесом, то есть допускается пересечь край проезжей части габаритами ТС.

Упражнение “Остановка и начало движения на подъеме и на спуске”

Данное упражнение пришло на замену элементу “эстакада” и во много его повторяет.

В ходе выполнения упражнения нужно остановиться на наклонном участке дороги, а затем продолжить движение.

Если экзамен сдается в условиях дорожного движения, то для его проведения выбирается наклонный участок дороги. Если экзамен проводится на автодроме, то используется эстакада с продольным уклоном в пределах 8 – 16 процентов включительно (угол тот же, что и раньше).

Что нужно сделать?

1. По команде экзаменатора остановить автомобиль на наклонном участке.

2. Зафиксировать автомобиль в неподвижном состоянии тормозом (ручником или педалью).

3. По команде экзаменатора продолжить движение.

Ошибки на упражнении

Ошибка Количество штрафных баллов
Автомобиль не зафиксирован в неподвижном состоянии 3
Повторное использование тормоза после трогания на подъеме 3
Вмешательство экзаменатора в управление для остановки неконтролируемого отката 3

Отличия от эстакады

Упражнение имеет следующие отличия от традиционного элемента “эстакада”:

  • длина наклонной части эстакады не регламентируется, в то время как раньше она была ограничена;
  • после выполнения эстакады больше не требуется останавливаться у линии “СТОП-2”;
  • за автомобилем не устанавливается стойка, ограничивающая откат расстоянием 30 см;
  • запрещено повторное использование педали тормоза, в то время как ранее такого ограничения не было;

Подводя итоги данной статьи нужно сказать, что с 1 апреля 2021 года изменился как состав экзаменационных упражнений, так и правила их выполнения. Поэтому, если Вы начали обучение в автошколе до 1 апреля, но еще не сдавали экзамены, то рекомендую Вам взять несколько дополнительных уроков вождения, чтобы потренироваться выполнять новые элементы. Так сдать экзамен будет гораздо проще.

Ну а в заключение предлагаю Вам изучить полный текст нового административного регламента:

Хотя этот документ и имеет довольно большой объем, информация из него может пригодиться при сдаче экзаменов.

Удачи на дорогах!

Читайте также

Меню